Пожарно-технический минимум для руководителей дошкольных учреждений и общеобразовательных школ

Учебно-методический центр государственного автономного учреждения Свердловской области «Областной центр развития трудовых ресурсов и социально-трудовых отношений»

 

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

для обучения пожарно-техническому минимуму

руководителей и ответственных за пожарную безопасность

дошкольных учреждений и общеобразовательных школ

 

 

Учебная программа разработана в соответствии с приказом МЧС России от 12.12.2007г. № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности» «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».

 

Учебная программа предназначена для повышения квалификации руководителей и ответственных за пожарную безопасность в дошкольных учреждениях и образовательных школ.

 

Целью изучения курса является приобретение знаний слушателями в области обеспечения пожарной безопасности в дошкольных учреждениях и образовательных школ.

 

Основные задачи курса:

 

1. Изучение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности дошкольных учреждений и образовательных школ.

2. Изучение мер пожарной безопасности в дошкольных учреждениях и образовательных школ.

 

В результате изучения курса слушатели должны:

 

Знать:

1. Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности.

2. Основные организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности дошкольных учреждений и образовательных школ.

3. Особенности пожарной опасности дошкольных учреждений и образовательных школ.

 

Уметь:

1. Пользоваться первичными средствами пожаротушения.

2. Действовать при возникновении пожара.

 

 

Изучение пожарно-технического минимума предполагает проведение лекций и семинарских занятий. При изучении теоретического материала необходимо использовать имеющееся программное обеспечение (мультимедийные технологии, программы контроля заниятий и т.п.) для работы на ПК.

 

Учебный план

 

Цель: Совершенствование знаний и практических навыков.

Категория слушателей: руководители и ответственные за пожарную безопасность в дошкольных учреждениях и образовательных школ.

Срок обучения: 16 часов.

Форма обучения: очная, дистанционная.

№ тем

Наименования тем

Часы

Стр.

1

Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности

1

 

2

Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности дошкольных учреждений и общеобразовательных школ

2

 

3

Обучение детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных учреждений основам пожаробезопасного поведения

6

 

4

Меры пожарной безопасности в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах

2

 

5

Средства тушения пожаров и правила их применения для тушения пожаров, действия при пожаре и вызов пожарной охраны

1

 

6

Практическое занятие

3

 

 

Зачет

1

 

 

Итого:

16

 

 

 

Тема 1. Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности

 

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Инструкции по пожарной безопасности. Права, обязанности, ответственность руководителей организации за соблюдением правил пожарной безопасности.

 

Тема 2. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности дошкольных учреждений и общеобразовательных школ

 

Краткий анализ пожаров и загораний, произошедших в школах и дошкольных учреждениях. Примеры наиболее характерных пожаров. Создание в школах добровольных пожарных дружин, дружин юных пожарных, организация их работы. Примерное положение о дружине юных пожарных. Задачи лиц, ответственных за пожарную безопасность, вытекающие из требований Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Правил противопожарного режима в Российской Федерации (ППР РФ).

 

Тема 3.

 

Обучение детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных учреждений основам пожаробезопасного поведения

 

Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста основам правил пожаробезопасного поведения. Проведение уроков в общеобразовательных школах в рамках дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Дидактический материал по обучению мерам и правилам пожарной безопасности. Организация класса, уголка пожарной безопасности. Практические занятия по поведению учащихся при возникновении пожара.

 

Тема 4.

 

Меры пожарной безопасности в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах

 

Краткий анализ основных причин пожаров и загораний. Меры пожарной безопасности при: эксплуатации электрических сетей, электрооборудования и электронагревательных приборов. Короткое замыкание, перегрузка, переходное сопротивление, искрение, их сущность, причины возникновения и способы предотвращения; хранения и обращения с огнеопасными жидкостями. Основные факторы, определяющие пожарную опасность легковоспламеняющихся и горючих жидкостей: температура вспышки, самовоспламенение и воспламенение. Понятие о взрыве. Требования к местам хранения ЛВЖ и ГЖ. Противопожарный режим при приеме, выдаче и использовании огнеопасных жидкостей. Хранение и меры пожарной безопасности при пользовании химическими реактивами и щелочными металлами. Противопожарный режим в зданиях, на территориях, в лесу. Содержание эвакуационных путей, порядок установки на окнах металлических решеток и жалюзей; расположение парт, столов, стульев в классах, кроватей в спальных комнатах. Содержание входов, выходов, холлов, коридоров, лестничных клеток. Содержание чердаков, подвальных помещений, учебно-производственных мастерских, кабинетов химии и физики. Разработка планов эвакуации. Инструктаж обслуживающего персонала. Порядок размещения детей в зданиях повышенной этажности и многоэтажных, при вызове их на дачи в период оздоровительного сезона; требования, предъявляемые к дачным помещениям. Содержание и эксплуатация местных приборов отопления, кухонных очагов и водонагревателей.

Назначение дежурных и сторожей в детских учреждениях, школах-интернатах. Обязанности дежурных и сторожей по соблюдению пожарной безопасности и в случае возникновения пожара. Их инструктаж. Требования пожарной безопасности при устройстве новогодних елок, организации кинопросмотров, вечеров и спектаклей. Требования к помещениям с массовым пребыванием людей. Ответственность за проведение массовых мероприятий, назначение и обязанности дежурных, правила установки и крепления елок.

 

Тема 5. Средства тушения пожаров и правила их применения для тушения пожаров, действия при пожаре и вызов пожарной охраны

 

Назначение ручных огнетушителей. Понятие об устройстве и принципе действия углекислотных, порошковых и аэрозольных огнетушителей. Правила их эксплуатации и использования для тушения пожаров.

Назначение подсобных средств для тушения пожара (песок, различные покрывала, ведра с водой и бочки, пожарный инвентарь), внутренних пожарных кранов. Правила их эксплуатации.

Нормы обеспечения дошкольных учреждений и школ средствами пожаротушения.

Действия обслуживающего персонала, учащихся старших классов школ, школ-интернатов при возникновении пожара. Организация и порядок эвакуации детей и имущества из помещений при пожаре.

 

Тема 6. Практическое занятие

 

1.    Тренировка проведения эвакуации при различных сценариях развития пожара.

2.    Проверка действий учащихся общеобразовательных учреждений при возникновении пожара.

3.    Практическое ознакомление и работа с огнетушителем на модельном очаге пожара.

4.    Практическое ознакомление с системами противопожарной защиты одной из организаций.

5.    Отработка действий при прибытии подразделений пожарной охраны к месту возникновения пожара.

 

Зачет

 

Проверка знаний пожарно-технического минимума.